Загрузчик STM32

В микроконтроллерах STM32 существуют три интерфейса для заливки прошивки: 

  • JTAG
  • SWD
  • UART (через загрузчик)

Как вы уже догадались, в этой статье пойдет речь о последнем способе. Я считаю его не самым лучшим вариантом для постоянного использования, однако в некоторых случаях он очень даже хорош. Вот допустим устройство уже готово и работает у пользователя, и вдруг ВНЕЗАПНО возникает потребность в перепрошивке. Конечно, можно разобрать девайс и подпаяться к отладочному интерфейсу, но это относительно сложно + нужен отладчик. А что если устройство уже соединено с компом через UART ? В этом случае гораздо проще использовать этот интерфейс для загрузки прошивки. Вот тут-то загрузчик будет очень кстати. Пользователю достаточно нажать одну кнопку и девайс входит в режим прошивки. Пару нажатий мышки и прошивка обновлена. Теперь попробуем разобраться более детально как все это работает. Для начала нам нужно подключить наш контроллер к компьютеру через интерфейс USART1.

Для управления загрузкой контроллера существуют два вывода BOOT1 и BOOT0. В зависимости комбинаций логических уровней на них, контроллер при включении питания начнет выполнять код из разных областей памяти. Это видно из таблицы ниже: 

BOOT1 BOOT0 Что запускается
Х 0 Программа прошитая во FLASH
0 1 Загрузчик
1 1 Программа из SRAM

Как вы помните из недавней статьи, загрузчик сидит в области памяти под названием Sytem Memory. Каким либо образом изменить его нельзя. Это делает контроллер не убиваемым в плане софта, даже если перепрошивку неожиданно прервут  — девайсу ничего не грозит. Всегда можно будет начать прошивку заново. С другими пунктами таблицы все просто: первая комбинация означает, что контроллер будет запускать прошивку которую в него прошили, а последняя комбинация — означает, что контроллер будет выполнять код из ОЗУ который еще как-то туда надо поместить. Пока не совсем понимаю для чего это нужно, разве что программа выполняется быстрей (если верить интернетам). Вернемся к загрузчику. Чтоб ввести наш контроллер в режим прошивки, удерживаем кнопку BOOT и жмем RESET. После этого кнопку можно отпустить. Для прошивки используется специальный софт который называется Flash Loader Demonstrator. Вы можете скачать его на сайте ST или у меня. Процедура прошивки проста до безобразия: Достаточно лишь следовать указаниям мастера. На первом шаге нас попросят выбрать номер ком порта к которому подключен контроллер и указать настройки соединения. Что примечательно у загрузчика есть автодетект скорости. Это значит что можно свободно выбрать любую скорость из списка и оно заработает. Лишь бы ваш адаптер RS232 — UART (или USB-UART) её поддерживал. Мой преобразователь на CP2102 о котором я вкратце уже рассказывал, отлично работает на всех скоростях. Однако, нужно иметь в виду, что загрузчик настраивает контроллер на тактирование от внутреннего генератора. А его частота сильно плавает в зависимости от напряжения питания и температуры. Следовательно если у вас проблемы со стабильностью этих двух параметров, то лучше выбирать маленькую скорость. 

Если соединение с контроллером установлено, то программа нарисует нам окно в котором покажет сколько памяти у программирования контроллера и включена ли защита памяти от чтения. Если контроллер защищен от считывания прошивки, то вы можете снять защиту, но при этом содержимое флеш памяти будет уничтожено. Это делается кнопкой «Remove protection» которая у меня не доступна т.к. защита памяти не включена.

Следующий шаг мастера показывает какие страницы flash памяти защищены от записи/чтения. Нужно не забыть выбрать объем памяти которым обладает программируемый контроллер. Кажется там есть автодетект который сам сделает правильный выбор, но я не уверен. У моего контроллера есть 128 кБайт памяти, что я и выбрал:

Самый интересный шаг мастера. На нем мы можем выбрать то, что хотим сделать с контроллером. Можем очистить память контроллера. Как всю, так и некоторые страницы. Само собой можно прошить контроллер. Программировать и очищать память можно только если это не было запрещено. Есть возможность проверить содержимое памяти после прошивки. Или можно сразу начать выполнение прошитой программы. Чтение памяти возможно опять таки если это не запрещено. Снять или установить защиту от записи/чтения можно в этом же окне. Еще можно редактировать «Option bytes». Что это такое я пока особо не разбирался, поэтому ничего вразумительного сказать не могу. 

После нажатия кнопки Next выполняется выбранное действие. Результат выполнения отображается на последнем шаге мастера. Если всё хорошо, то вы увидите сообщение похожее на это:

Когда работа с загрузчиком завершена нужно перезагрузить контроллер нажатием на RESET. Если кто-то хочет подробнее узнать о протоколе который используется загрузчиком, то можно почитать аппноут AN3315. Возможно, окажется полезным и аппноут AN2606. Если остались вопросы касаемо загрузчика — спрашивайте, попробую ответить.

Добавить комментарий